Судьба простого человека

 

Текст: Георгий Маштаков

 

Все реже видим мы на улицах родного города ветеранов. С трудом идущих по улице, превозмогая боль ранений и тяжести лет. Дремлющих на скамейке в садике или около дома. Пока они живы, будет жить источник воспоминаний о Великой Отечественной войне. Ведь именно они лучше всех знают, как досталась Победа советскому народу Победа.


В 2017 году мне довелось побеседовать с уникальным человеком, Михаилом Митрофановичем Шатровым, вступившим в сотый год жизни. 

 

Становление солдата


Михаил родился в сентябре 1918 года на Брянщине. Жить было голодно. С 5-го класса мальчишке пришлось совмещать учебу и работу в качестве учетчика леса, а по окончании семилетки устроился на торфоразработки. 


В армию Михаила призвали в 1939 году. Окончив полковую школу младший сержант Шатров был зачислен в особый отряд НКВД. 


В то время шла советско-финская война. Бойцы отряда, в котором служил Михаил, занимались уничтожением «кукушек» — финских снайперов. Когда Боевые действия закончились, военнослужащих действий, оставшихся в живых вернули в свою дивизию. 


1940 год. Остро ощущалась нехватка специалистов танковых войск. Михаила направили в учебную роту 336-го танкового батальона, где готовили механиков-водителей танка БТ-7. В апреле 1941 года 336-й батальон направлен для оказания братской помощи народу Бессарабии (Молдавии). Поставленная задача выполнена.

 

Война

 

https://odinnews.ru/uploads/dep/dep5wqsdaqtb7ursedvnozcstwyvvuoe.jpg


Утром 22 июня 1941 года личный состав части подняли по тревоге. Было объявлено о нападении Германии. Танки заправили горючим, получили боеприпасы. Колонна двинулась на соединение с другими частями. Во время движения танкисты испытали на себе бомбежку, а вскоре им пришлось вступить в первый бой. 


Экипажу танка, где механиком-водителем был Шатров, поручено сдерживать наступление механизированной пехоты немцев. Тем самым дать возможность нашим отойти. До последнего снаряда экипаж вел огонь по врагу. Но...  танк был подожжен. Михаилу удалось покинуть машину, получив ожоги.


На всю жизнь запомнил герой этого очерка горящие танки своих товарищей. Отступление наших частей продолжалось при непрерывных налетах авиации противника. На станции Подбережная оставшиеся танки с экипажами погружены в эшелон. В это время немецкие бомбардировщики нанесли удар.


На пути эшелон еще дважды подвергался налетам. Прибыв к месту назначения, вновь сформированная часть направлена во Владимир, где для обороны Ленинграда готовилась 16-я танковая бригада. 


В октябре 1941 года в районе Черной речки танковая рота, где был Шатров, получила приказ не только держаться любой ценой, но и перейти в наступление. Экипаж, расстреляв весь боезапас, продолжал идти вперед, прикрывая пехоту. Прямым попаданием снаряда танк загорелся. В этом бою Шатров получил тяжелую контузию, которая лишила его частично зрения и слуха. 


Очнулся он в госпитале Славгорода. А вскоре медкомиссия признала молодого танкиста негодным к военной службе. Михаил написал несколько рапортов с просьбой оставить в армии. Командование направило его в Челябинск на тракторный (ставший танковым) завод, где Михаил Митрофанович собирал танки, проявляя при этом незаурядную работоспособность и любовь к технике. Он щедро делился боевым опытом с коллегами-танкистами, отправляющимся на передовую. 


В августе 1942 года он был зачислен курсантом по ускоренной программе обучения Киевского военно-технического танкового училища, эвакуированного в Кунгур. По окончании училища младший лейтенант Шатров получает специальность танкового техника. В ответ на предложение остаться инструктором в училище просит отправить его на танковый завод. Рапорт удовлетворен. Прибыв в Нижний Тагил, офицер продолжает трудиться на сборке танков, часто по полторы-две смены, ночуя на заводе, не обращая внимание на ухудшение зрения и слуха. 


В апреле 1944 года, учитывая состояние здоровья, командование направляет его в Военно-техническое училище энергетиков (Иваново), где требовались опытные кадры технического состава, и не так ощущалась физическая нагрузка. 

 

Служба продолжается


С 1947 года Михаил Митрофанович продолжает служить в различных частях ПВО. С 1953 года в Наро-Фоминском, а позже — в Одинцовском районе. С годами все чаще напоминает о себе полученная при обороне Ленинграда контузия. И, как результат, усиливается слепота и потеря слуха…


1966 год. Михаил Митрофанович заканчивает военную службу в звании майора. Привыкший к постоянному труду ветеран поступает на работу в 195-ю Квартирно-эксплуатационную часть Одинцовского района. В 2000 году Михаилу Шатрову, учитывая его вклад в достижение Победы и многолетнюю безупречную службу в Вооруженных Силах, присвоено воинское звание «подполковник». Семьдесят один год Шатров бескорыстно служил Родине. 


После многих проведенных часов вместе, соприкоснувшись с жизнью этого простого русского человека, судьба которого неразрывно связана с судьбой Родины, испытываешь непреходящее чувство гордости за таких людей. Удивительно, но этот человек искренне считал, что ничего особенного не сделал. Глубоко переживал, когда вспоминал, какой короткий период был на фронте. Сколько же в нем искренней преданности Отчизне! 


Такие люди, как Шатров, являются на все времена надежной опорой государства. Знать о таких людях, помнить о сделанном ими вкладе в укрепление могущества Родины — наш долг. 

0
21
14.07.2025
Комментарии