Солнце на спицах, синева над головой

 

Восьмой год любители ретровелосипедов проводят парады-пробеги. Два года подряд – в парках «Виражи» и Малевича. Говорят, очень уж им понравилось в нашем Одинцовском округе.

 

Текст Александр ЛЫЧАГИН, фото Андрей МЯТИЕВ

 

Невероятно теплое, атмосферное, дружелюбное событие, поучаствовать в котором может каждый, чьему велосипеду исполнилось хотя бы 35 лет. В пробеге зрители увидели и велосипедных «прадедушек», которым уже по полтора века! Тогда еще не было в конструкции цепной передачи, поэтому у них своеобразная форма и прозвание «пауки». Стараниями механиков-реставраторов «старички» на ходу до сих пор.

 

 

В пробеге приняли участие более 70 велосипедистов, наряды которых, по условиям организаторов, должны были соответствовать определенной эпохе. Мария Лобанова, краевед из Голицыно, приехала с целой группой поддержки в составе собственной семьи и земляков. Все в образе классических советских дачников: дети в пионерских галстуках на великах «Орленок», у взрослых бадминтонные ракетки на багажниках.

 

Непросто оседлать «паука»

 

 

Пробег начался у МКАД. По дорожкам парка «Виражи» любители ретровелосипедов доехали до парка Малевича, где для зрителей была организована выставка раритетов. Участники пробега рассказывали о своих велосипедах и реконструкторских образах.

 

Андрей Мятиев — организатор мероприятия и основатель веломузея. В его экспозиции свыше 700 исторических велосипедов, самому старому из которых более 150 лет. Андрей приехал на модели 1886 года выпуска. Да, тот самый «паук». Экземпляр чудом уцелел где-то на ленинградских чердаках, и для его восстановления пришлось потратить немало усилий. Да и научиться кататься на таком довольно непросто. Оперевшись на специальную подножку, надо разогнать аппарат, после чего вскочить в седло. Чем-то это напоминает действия опытных кавалеристов. Падать, признается Андрей Мятиев, довольно неприятно – уж больно высокая посадка.

 

Александр Дзядчик в седле добротного английского велосипеда 1929 года выпуска. Ну, а раз велосипед производства Великобритании, почему бы не побыть на празднике… шотландцем? Настоящим, в юбке-килте, в берете и даже с волынкой на багажнике.

 

Геннадий Касов – веломеханик, коллекционер и реставратор, участник всех ретро-пробегов. В этом году он на велосипеде Московского велозавода, взявшего за основу британскую модель Light Roadster, разработанную оружейной фирмой BSA из Бирмингема. Первое время завод собирал велосипеды частично из английских запчастей. Экземпляр Геннадия довоенных лет выпуска как раз такой. На лацкане пиджака значки «Ворошиловский стрелок», «Осоавиахим».

 

Боевой транспорт пехоты

 

Железнодорожные самокатчики

 

Переждав легкий дождь, велосипедисты переходят к ознакомительной программе. Швейцарский военный велосипед, произведенный в 1937 году, все это время находился на военных складах, пока тамошнее министерство обороны не решилось все-таки распродать старые запасы. Модель изготовлялась четырьмя заводами с 1905 по 1995 годы в неизменном виде. Ну, а что, страна маленькая, дороги отличные. Любой отряд может доехать туда, куда прикажет командование. Подобные войска имелись и в других странах. Были и в России при Александре III и Николае II – больших любителях велосипедов. Назывались самокатчиками, в боях 1-й мировой войны показали себя достойно, как мобильная пехота. В день такое подразделение могло покрыть 80 километров. Очень неплохо для эпохи, когда автомобили и мотоциклы лишь начинали появляться на дорогах. К тому же можно было везти с собой приличный боезапас и легкое стрелковое вооружение. Даже в Красной Армии имелись такие подразделения, хотя специальных военных моделей страна не производила. Зато для бойцов РККА было выпущено наставление, как обычный велосипед приспособить к нуждам армии.

 

И, конечно, роль педальных машин в туризме, спорте, активном отдыхе, в том числе и детском – огромна. Две модели одного и того же харьковского «Спорта». Один, ординарный, продавался в магазинах и был доступен всем желающим, другой, с индексом «И» – изготовлен специально для какого-то спортсмена, с учетом промеров его тела. Применены невероятные конструкторские хитрости, велосипед сделан с такой проработкой натяжений металла рамы, что в руках и под ногами опытного гонщика входит в резонанс, а это позволяет каждый джоуль мышечной энергии обратить в скорость.

 

Дарите велосипеды и детям, и взрослым!

 

 

Женщина представляет свой велосипед «Ласточка», это вариант «Орленка» для девочек. Да, для многих – мечта детства. Характерного рыжего цвета, с красно-белым сиденьем. «У меня такой был. Но сломался, переломился шатун педали. Как я тогда горевала! Рассказала как-то эту историю детства мужу. Он приехал из командировки и подарил мне… вот этот, точно такой же! Я заново пережила ту радость, которую испытывает каждый ребенок, получая велосипед в подарок!»

 

Следующее представление – уникальный советский велосипед производства Новосибирского завода имени Чкалова. Вообще-то это крупное авиапредприятие. Производило, да и сейчас производит, истребители. Но после войны выпустило партию велосипедов собственной разработки, всего 15000 экземпляров, но каких! Их отличало исключительное качество изготовления и отделки. Велосипед был первым многоскоростным в СССР – целых три передачи. Правда, цена «кусалась» по сравнению с ординарными моделями обычных заводов, поэтому основными покупателями оказалась советская элита. Такой велосипед могли вручить, к примеру, в качестве подарка к трудовому ордену, или как приз за победу в социалистическом соревновании.

 

Некоторые велосипеды из частных коллекций отличает не только редкость или конструктивные особенности, но и принадлежность известным людям. Один из таких, участвовавших в пробеге, принадлежал в прошлом маршалу Мерецкову. Правда, Кирилл Афанасьевич в силу возраста и проблем со здоровьем (попадал в застенки НКВД) на велосипеде не ездил, а подарил его сыну Владимиру. Тот, тоже военный, генерал-полковник, катался, а впоследствии передарил велосипед коллекционерам.

 

0
382
23.05.2025
Комментарии