Триллер по-пушкински: доверие, которое мы потеряли

 

Текст: Георгий Янс

 

Жара, жара. Именно в эти изнуряющие дни и часы пишутся данные строки. Но еженедельная газета устроена таким образом, что, когда газета придет к читателю, жара сменится проливными дождями. Возможно. И будет она вспоминаться добрым словом. Хотя отношение к погоде точно такая же вкусовщина, как, например, отношение к прочитанной книге или просмотренному фильму. Кому что нравится.

 

Недавно один за другим просмотрел на канале «Культура» (это сладкое слово «культура») два фильма по произведениям Пушкина. «Дубровский» и «Капитанская дочка». К своему стыду, последний раз эти повести читал 60 лет назад. Если к его поэзии, несмотря на все старания школы – отбить охоту к Пушкину – получилось вернуться, то к прозе нет. Школа оказалась сильнее.

 

И я, как современный школьник, тексту предпочел визуальный ряд. Фильмы древние. Сериалу «Дубровский» почти 40 лет, «Капитанской дочке» почти 70. В «Дубровском» главную роль исполняет совсем юный Михаил Ефремов, в «Капитанской дочке» тоже юный, но не совсем, Олег Стриженов.

 

https://odinnews.ru/uploads/vit/vitsmaascoiw12eix1ar52glh91v0qop.jpg

 

Кино, на мой вкус, так себе. Для себя же сделал открытие. Для кого-то, не исключаю, такие «открытия» очевидные вещи. В обеих повестях есть все то, что сегодня нещадно эксплуатируется в современной прозе и кино – боевик, триллер, любовный роман и прочие сюжетные «завлекаловки». Эти «завлекаловки» рассыпаны по всей пушкинской прозе. И если бы мне в школе не вдалбливали бы, что Пушкин писал об «ужасах крепостничества», не исключено, что захотелось бы его прозу перечитать. Надеюсь, что успею еще в этой жизни сделать. Если нет, отложу на следующую. А так стыдоба, конечно. Если что и помню, так отрывки из школьных сочинений. 

 

Стыдно еще и за то, что в принципе предпочел телевизор книге, даже если это «Культура». А уж телевизор как источник информации и вовсе зло в квадрате, которому не следует доверять.

 

Печально еще и то, обстоятельство, что растет уровень недоверия людей друг к другу. 

 

По данным ВЦИОМ, в 2024 году только 24% россиян были склонны доверять окружающим, среди молодёжи 18-24 лет этот показатель особенно низок – всего 12%. 

 

https://odinnews.ru/uploads/7ad/7ad1gatopj81v5hkfeiwyzhguzkgluwu.jpg

Фото

 

Как пишет главный экономист ВЭБ Андрей Клепач, «уровень доверия между людьми за последние 30 лет падает с катастрофической скоростью. Россия демонстрирует модель «малого радиуса доверия» – люди склонны доверять узкому кругу «своих», но с подозрением относятся к «чужим». Эта черта характерна для обществ, переживших глубокие коллективные травмы из-за природных катаклизмов и социальных потрясений в прошлом. 

 

Но Россия живет в режиме потрясений и постоянного стресса в настоящем, причем каждый день. О будущем думать некогда, горизонты планирования упали до двух недель». 

 

Наибольшее доверие между гражданами одной страны фиксируется в Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландах - 60-65%. Доверие внутри общества содержит огромный потенциал для развития страны.

 

Я по своей натуре человек доверчивый, несмотря на то, что уже с юности столкнулся со стукачеством. Стучали и студенты, и преподаватели. Но мне повезло. Или время было такое, что вряд ли (середина 70-х годов), или люди замечательные, что абсолютно точно. Они мне верили и доверяли, поэтому вступались за меня. После каждого доноса отделывался легким испугом. Нервы потрепали. Но без последствий. Были и более крутые истории, которые заканчивались печальнее. Парадокс в том, что вера в человечество продолжала расти, и оставался широким круг людей, которым доверял. Даже самая первая моя статья, опубликованная в 1985 году в газете «Советская культура» (никуда не деться от культуры), называлась «Доверяй, но проверяй».

 

https://odinnews.ru/uploads/bha/bhaf9axt1kpro63ejhtdzghldfm1aki4.jpg

 

Сегодня энтузиазм доверия естественным образом снизился. Я какая-никакая, а все-таки фигура публичная. Как минимум 100 читателей наберется. Это, конечно, противоестественным образом скромничаю. И все равно. А кто его (читателя) знает, как он читает.

 

Вместе с недоверием наблюдается рост всевозможных запретительных и местами кровожадных инициатив не только от депутатов и прочих общественников, но и от людей, которые должные нести любовь и сострадание. Я про православных священнослужителей. Конечно, малосвязный бред отдельных попов не массовое явление в их среде, но очень показательное. В всех подобных предложениях один и тот же знаменатель. Недоверие к человеку.

 

Протоиерей из Рязанской области призвал ввести уголовную ответственность за празднование Ивана Купалы. По его мнению, праздник «не имеет ничего общего с корнями российской государственности», «подрывает основы государственного строя» и заслуживает запрета на уровне закона. 


Также он предложил следить за чиновниками, которые «смотрят на это сквозь пальцы и допускают это воздействие на молодое поколение, детей».


Как очень популярный, пусть корнями и языческий, праздник «подрывает основы государственного строя", ума не приложу. По его логике, куда опаснее более массовое празднование другого тоже из язычества праздника. Масленица. 

 

А корни российской государственности – это, очевидно, принятие христианства, когда людей крестили не только водой, но и огнем, и мечом. Было бы смешно, если бы не было печально.

 

Под покровом классики

 

"Мне вдруг показалось, что вы как раз тот человек, которого я ищу всю жизнь. Бывало, покажется - по голосу и по речам, - вот он, такой человек, а подойдет он поближе, и видишь - это совсем не то. А отступать уже поздно, слишком близко он подошел. Ужасная вещь - быть красивой и близорукой".

 

Евгений Шварц. "Дракон".

 

Иллюстрация: Надя Рушева

0
32
20.07.2025
Комментарии